Или раскатают дальнобойщики рейтинг Путина

Не дождавшись реакции Владимира Путина на свои протестные требования, российские дальнобойщики двинулись брать Москву в осаду

3 декабря в своем обращении к Федеральному собранию президент РФ ни словом не обмолвился возмущенных новыми поборами дальнобойщиков. И зря. Потому п РОТЕСТ водителей грузовиков уникальный, когда речь идет о России.

особенности протеста

Во-первых, он спонтанный и не координируется из единого центра. Поэтому остановить его полиции не удалось, потому место задержанных организаторов заняли другие водители.

Во-вторых, участники протестов - это не привычная "пятая колонна" интеллигентных оппозиционеров. Это в основном избиратели Путина, суровые дядьки, которые голосуют на выборах за стабильность.

Квинтэссенцию настроений водителей выразил дальнобойщик из Чечни, с которым пообщался журналист интернет-газеты Вологды NewsVo.ru :

"Полгода-год назад любой дальнобойщик за Владимира Владимировича бы по первому зову обменял бы свою фуру и поехал бы с ним воевать. Но сейчас никто не поедет, потому что надоело все".

"Пока тот занимается внешней политикой, - продолжает водитель, - здесь внутри я не знаю - целая стая собралась, которая огромную яму этом Путину роет! Как они собираются в 16-м году на выборы идти - не понятно".

В-третьих, претензии водителей очень понятны всем россиянам. Фактически, они сводятся к тому, что жадная власть бессовестно пытается содрать с простых трудяг последнюю рубашку.

Это наглядно пытались продемонстрировать водители грузовиков в Новосибирске, которые сняли с себя в кабинах нижнее белье и вышли с ней протестовать, демонстрируя, что власть отнимает у них последнее.

Через упомянутые причины против водителей плохо работают привычные методы российской пропаганды. Сообщения "Ольгинская троллей" о том, что протесты организованы оппозицией, выглядят просто смешно. Попытки СМИ полностью игнорировать дальнобойщиков также не работают, потому что о них уже гудят в соцсетях.

К чему приведет протест

Ближе к вечеру 4 декабря появилась информация, что водители выполнили свою угрозу и блокировали МКАД. Впрочем, дальше появились сообщения, что это провокация, трассу перекрыли полиция, чтобы не дать сделать этого водителям. Затем стали поступать сообщения, что движение восстановлено.

Затем стали поступать сообщения, что движение восстановлено

Фото: vk.com/oldlentach

Но "Яндекс-пробки" показывали, что на МКАДе образовалась пробка длиной 12 км, о чем написал даже государственное российское агентство ТАСС. Между тем фур в МКАДа прибывает все больше.

Что будет дальше - вопрос, который пока нет ответа. Собственно, и сами водители не очень понимают, что делать после блокировки.

Если российская власть применит грубую силу, то рискует повторить путь Януковича. Правда, бежать Путину из Кремля некуда. Ну, разве что в Сирию.

Если Кремль ничего не делать, то возможны два развития событий. Или протест сойдет на нет, потому что водители сожгут бензин и, устав от глухоты власти, разъедутся по домам. Или же упрутся и будут продолжать блокаду, особенно, если им помогут продуктами и бензином неравнодушные граждане. Тогда встанет вопрос, сколько сможет Москва прожить в осаде. Представляется, что недолго, и властям придется действовать.

Третий вариант утопический: власть услышит водителей и пойдет на уступки. Или, по крайней мере, сделает вид, что собирается это сделать.

Что стало причиной протеста

Система "Платон" получила название от словосочетания «Плата за тона". Это новейшая автоматизированная система сбора платежей с грузовиков весом более 12 тонн за пользование дорогами федерального значения. Такой статус имеют в России почти все дороги с более или менее приличным покрытием, соединяющих между собой крупные города.

Такой статус имеют в России почти все дороги с более или менее приличным покрытием, соединяющих между собой крупные города

Фото: ТАСС

Водители фур должны добровольно устанавливать на своих грузовиках устройства, фиксирующие километраж. Их данные считывают специальные рамки на федеральных трассах. Всего планируется установить до 480 таких рамок. Кроме того, по магистралям будет курсировать сотня мобильных комплексов, которые также считывать показания. Тем, кто не установит "Платон", угрожают огромные штрафы.

Сейчас один километр в системе "Платон" стоит 1,53 рубля. С марта 2016 тариф вырастет вдвое до 3,06 рублей. То есть в следующем году за каждые 100 км российские дальнобойщики платить примерно $ 4,5. По их подсчетам, с таким дополнительным тарифом они уйдут в минус (соответствующие расчеты водители ставили, например, "Русской службе BBC" и "Коммерсанту").

Самая интересная деталь внедрения системы "Платон" заключается в том, что владелец компании, которая будет собирать деньги, - личный друг Путина олигарх Аркадий Ротенберг.

Схема такова: "Росавтодор" (то есть государство) договорилась с частной компанией "РТ-Инвест транспортные системы" (РТИТС, 50% принадлежат Ротенбергу) о том, что и берет "Платон" на 13 лет в концессию. РТИТС строит за свой счет инфраструктуру и собирает деньги, которые, официально, будет в полном объеме отдавать государству. За это ежегодно компания будет получать от "Росавтодора" вознаграждение в 10600000000 рублей (около $ 158 млн).

"Росавтодор" утверждает, что "Платон" ввели для сбора дополнительных средств на ремонт автомобильных дорог. Мол, фуры разбивают их больше всего. За 13 лет планируется собрать 1 трлн рублей ($ 15 млрд).

Улитка на МКАДе

Кульминацией протестов дальнобойщиков должен стать блокировки МКАДа. Сами водители назвали эту задумку "улитка". Замысел состоит в том, что водители займут на трассе две правые полосы, которыми разрешается ездить фурам, и двигаться с максимально низкой разрешенной скоростью. Протестующие надеются, что три левые полосы займут на легковушках другие участники протеста.

"Получится колонна автомобилей, которые очень-очень медленно едут, не нарушают правила, но создают проблемы движения", - пишет журналист "Коммерсанта" Александр Черных, который находится с дальнобойщиками в Подмосковье.

Акция протеста продолжается уже почти три недели. 30 ноября корреспондент Русской службы BBC писал, что властям удалось предотвратить масштабной акции протеста дальнобойщиков из разных регионов.

"Власть просто перекрыла им движение в сторону Москвы - и не на подступах к столице, а в 400 км от нее", - писало издание. Фактически, полиция не пускала все грузовика. В результате - акция на МКАД, запланирована на 1 декабря, не удалось.

И после этого водители изменили тактику. Они выдвинули ультиматум - отменить "Платон" до 3 декабря. Дата выбрали потому, что в этот день должен был выступать Путин. Водители лелеяли надежду, что "царь хороший, а бояре злые».

Фото: ТАСС

Фото: "Коммерсант"

Вот, например, как описывает проблему водитель, с которым говорил корреспондент "Коммерсанта" Илья Барабанов:

"Пусть уже Путин скажет четко - платите, ребята, мы так решили и менять НЕ будем. Желательно, чтоб вышел к народу и прямо в глаза сказал.

- И что тогда?

- Тогда я продам машину, расплачусь с кредитами и поеду куда-нибудь в другую страну жить ".

Впрочем, пока водители настроены решительно - добиваться отмены "Платона" всеми силами. На долго их хватит - увидим очень скоро.

И что тогда?